Самообразование во все времена было основным источником человеческого знания. «Кто дорожит жизнью мысли,— писал Д. И. Писарев,— тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Век живи — век учись. Речь идет о непрерывном образовании, не имеющем возрастных и временных границ. Он также уточняется в серии последовательных аксиом, суть которых самоочевидна: Нет предела знаниям человека; Знание— не мешок, за собой его таскать не надо; “Уча других, также учись” (Н. В. Гоголь); “Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования” (Н. А. Рубакин); По платью (одежке) встречают, по уму провожают; Не выучит школа, выучит охота (нужда); Память в теле, мысль во лбу, а хотение в сердце. В слово «самообразование» мы вкладываем два разных смысла. Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знанием, в этом случае слово синонимично «самонаучению» , «самообучению». Это — узкий, более практический смысл. Во-вторых, мы понимаем самообразование в более широком, гуманистическом смысле как образование себя, то есть строительство, сознательное созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову «самосозидание». Во втором смысле «я» впитывает не столько узко понимаемое конкретное знание, информацию, сколько приобретает и впитывает всю созданную человечеством культуру, вступает с нею в разнообразные взаимоотношения, вырабатывая и обретая в сложном диалоге творческие и этические качества. Самообразование в своем первом, более узком смысле, становится частью и основанием самообразования в широком, психологическом и культурологическом смысле. Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания. Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения ре продуктивной деятельности в продуктивную. Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика. Итак, мы пришли к выводу: самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании. Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я. Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности. Особая ценность самообразования — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания. Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.