Увенчание Христа терновым венцом было одним из видовнасмехания над Ним, учиненного римскими воинами. Корона, или венец, быладревним символом силы, правления и почета. Сделать ее из терновника, вместолистьев лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков героям и поэтам, было еще одним актом насмехания над Христом. Культ тернового венца как священной реликвии установился в XIII веке, когда французский корольЛюдовик IX Святой (1214—1270, правил с 1226 года, канонизирован папой Бонифацием VIII в 1297 году) привез в Париж из Египта (в результате VII Крестовогопохода, 1248—1254) св. Реликвии Распятия — почитавшиеся подлинными крест, тригвоздя, а также терновый венец (терно вый венец Людовик IX приобрел за огромную сумму увизантийского импера тора). Церковь, которую он построил, чтобы хранить этиреликвии (реликварий) , — знаменитая парижская Сент-Шапелль. Распространениюэтого культа в следующем столетии способствовали «Откровения» Бригитты Шведской (1303— 1373), в которых страдания Христа описаны в высшей степени экспрессивно. Сцена увенчания терновым венцом имеет много общего со сценойпоругания Христа, имевшего место при допросе Христа у Каиафы. Однако этот одиниз последних эпизодов суда над Христом легко отличить от предыдущих поимеющемуся теперь на Христе терновому венцу. Кроме того, сюжеты эти различаютсяеще и тем, что в Синедрионе над Христом издевались иудеи, тогда как в претории— римские воины. Это различие всегда находит отражение в живописи. Изображение Христа, венчаемого терновым венцом, менялосьвместе с изменениями в теологическом толковании этого акта. Так, в первые векахристианства, когда господствовала концепция Христа-победителя, увенчаниетерновым венцом больше походило на коронование Христа как царя. Известны идругие интерпретации: Христос подвергается издевательству, но без увенча ниятернием. В таком случае бывает трудно сразу определить, поругание ли это Христана допросе у Каиафы) или это насмехание над Христом, то есть уничижение Его впретории у Пилата. Особую трудность представляют те случаи, когда в сцену в претории художникипривносят элементы из эпизода в Синедрионе, как это сделал, например, Варна диСиена на своей фреске в церкви Сан Геминьяно, где изображен Христос, у которогозавязаны глаза (характерный штрих поругания Христа у Каиафы). Деталь, покоторой можно заключить, что действие в данном случае происходит в претории, —римские воины в шлемах, стоящие тесными рядами на заднем плане, на ихштандартах традиционные надписи S.P.Q.R —аббревиатура слов: «Senatus Populusque Romanus» (лат. — Сенат и римский народ). Таким образом, на этой фреске художник соединил оба эпизода уничижения Христа —Его поругание и осмеяние. В данной сцене у Иисуса в руках, которые, как и в предыдущиемоменты допросов Христа, связаны у Него спереди, имеется тростниковый скипетр, вставленный Ему в руки римскими воинами в знак насмехания над Ним как над ЦаремИудейским Его небывает в других сценах уничижения Христа.